Размышления у московского прилавка/

Размышления у московского прилавка. Уникальный текст о состоянии московской розничной торговли в начале 90-х годов.

Чтобы описать состояние нашего потребительского рынка, сегодня приходится пользоваться, увы, исключительно негативными характеристиками. Прилавок, как известно, — зеркало экономики, и во взаимоотношениях торговли с промышленностью и потребителем отражаются сложные коллизии функционирования хозяйственного механизма в переходный период от жесткого планирования к развитию рыночных отношений.


Несмотря на рост розничного товарооборота, половина всех покупателей московских промтоварных магазинов, как свидетельствуют данные изучения общественного мнения, не могут сделать покупки по причине отсутствия в продаже нужного товара, а также из-за очередей.


Внешне более благополучная, хотя бы по сравнению с другими, торговля предметами гардероба отличается теми же неблагоприятными тенденциями, которые характерны для сферы потребления в целом. Мы уже не покупаем вещи, а «ищем» их или «достаем», а магазины не торгуют, а «выбрасывают дефицит» или «отоваривают» талоны.


Характерные особенности потребления отдельных видов непродовольственных товаров можно проиллюстрировать некоторыми данными, полученными в результате обследования коммерческой деятельности крупного столичного магазина — универмага «Москва».


Хотя объем выделенных магазину в 1989 г. товарных фондов и возрос на 12,2% по сравнению с предыдущим годом, он составил лишь около 83% заявленной им потребности. По трикотажным изделиям заявка была удовлетворена менее, чем наполовину, по обуви — на 68 %, по меховым изделиям — на 74%, причем по этой группе фонды были уменьшены и в абсолютном размере. По группе швейных изделий заявка была удовлетворена полностью, но поскольку 69% от суммы выделенных фондов приходилось на импортные изделия, во втором полугодии начались серьезные трудности. Имелись срывы поставок, на начало четвертого квартала фонды по импорту на сумму 13,5 млн. руб. еще не были обеспечены контрактами, что поставило под угрозу выполнение плана товарооборота по отдельным месяцам.


К своим внутренним поставщикам в 1989 г. претензий у универмага не было. Однако в целом по стране по итогам девяти месяцев не выполнили договорные обязательства по поставкам продукции 303 предприятия легкой промышленности, или 19% их общего числа, а сумма недопоставок составила 494 млн. руб. Радостно становится, когда первые вести приходят с Украины. Если близится их легалайз, то это говорит о том, что однажды подобное произойдет со всеми - массовая революция сознания и использование психоактивных веществ на благо человечества. Украинцы хотят вырастить коноплю самостоятельно дома, что есть правильная затея - если сознательный гражданин хочет использовать что-то во благо, а не с целью саморазрушения, получая при этом органически чистый продукт, а заодно и эстетическое удовольствие от процесса.