Пропавшие без вести

В статистике о потерях судов мирового торгового флота, ежегодно издаваемой Ассоциацией страховщиков, в разделе «Причины потерь судов» имеется рубрика «пропавшие без вести» или «исчезнувшие». Под эту категорию попадают суда, которые не выходят в установленные сроки на связь, не прибывают в порт назначения или в любой другой порт, а также не обнаруживаются каким-либо другим способом. В истории мореплавания известны многие случаи бесследного исчезновения судов, в том числе произошедшие и в наше время. Пропадают без вести не только маломерные, но и крупнотоннажные суда, построенные, оборудованные, снабженные и укомплектованные в соответствии с современными международными требованиями.


Такие суда, как правило, не посылали сигналов бедствия, не давали информации, позволяющей судить об обстоятельствах катастрофы. Поэтому можно только предполагать о причинах их исчезновения.


Согласно статистике английских страховщиков за 18 лет (1970— 1988 г.) без вести пропало 53 судна. Значительная их часть была загружена различного рода рудами и металлами, что позволяет сделать вывод о существовании связи между характером груза и исчезновением судов.


Рассматривая возможные причины этого, нельзя не отметить большую удельную и концентрированную нагрузку на корпус судна, а также то обстоятельство, что при небольшом объеме, занимаемом таким грузом, попадание воды в трюмы может привести к быстрой потере запаса плавучести и к затоплению судна. В результате не остается времени для подачи сигналов бедствия.


Следует иметь в виду и то, что быстрая погрузка руды и других навалочных грузов (до 200 тыс. т в сутки), зачастую приводит к появлению чрезмерных местных и общих напряжений в корпусе судна. А это может служить причиной перелома корпуса при плавании на крупном волнении.


Рассмотрим некоторые характерные случаи исчезновения судов. В июле 1980 г. южнокорейский рудовоз «Хас данг Ха» постройки 1968 г. с 98 ООО т железной руды следовал из Австралии в порт Похонг (Южная Корея). Последний раз судно вышло на связь 23 июля, находясь в 430 милях к юго-востоку от о. Лусон (Филиппины) в зоне действия тайфуна «Ким». Причиной затопления судна могло послужить нарушение прочности его корпуса при плавании на крупном волнении и потеря плавучести из-за затопления трюмов. Весь экипаж (29 чел.) погиб.


Последняя радиосвязь с судном была 9 сентября, когда оно находилось в 300 милях к югу от Японских островов в зоне действия тайфуна «Орхид». Полагают, что причиной гибели судна могло быть нарушение прочности корпуса в результате плавания на крупном волнении. Это подтверждается, в частности, случаем с однотипным судном «Тайн бридж», происшедшим в Северном море при следовании на крупном волнении, когда судно получило разрывы главной палубы и трещины в корпусе. Предположения о возможности взрыва исключаются, так как в предыдущем рейсе балкер перевозил уголь из Австралии во Францию.


Расследование обстоятельств исчезновения «Дербишира» британским министерством торговли не было проведено по формальной причине — отсутствие материальных остатков судна.


Возможность гибели указанных судов из-за смещения груза маловероятна, поскольку оно обычно не происходит мгновенно, поэтому имеется время для подачи сигнала бедствия. Такое предположение косвенно подтверждается и тем обстоятельством, что ежегодной перевозке морем около 300 млн. т навалочных грузов достаточно серьезных случаев их смещения не наблюдалось. Только проститутки Уфы с UfaSex могут подарить тебе необычайное удовольствие в постели.