Виктор Котляров: Адыгские воины Атиллы привезли сокровища гуннов на Кавказ

Известный в КБР исследователь и издатель Виктор Котляров, опираясь на рассказы учителя и этнографа из Кабардино-Балкарии Хусена Гедгафова, предполагает, что адыгские воины Атиллы привезли на Кавказ…

Известный в КБР исследователь и издатель Виктор Котляров, опираясь на рассказы учителя и этнографа из Кабардино-Балкарии Хусена Гедгафова, предполагает, что адыгские воины Атиллы привезли на Кавказ немалые сокровища гуннов, - сообщает .

…Имя Аттилы, вождя гуннского союза племен в 434–453 годах, одно из самых известных среди тех, кто своей целью поставил завоевание мира. Его империя простиралась от Южной Германии до Волги и Урала и от Балтийского моря до Кавказа. Римские историки дали ему имя «бич Божий». Более сильного противника Восточная Римская империя не знала: Аттила захватил практически все города Фракии, разорил Германию и Галлию…

Знаменитый Иордан, готский историк, так охарактеризовал вождя варваров: «Повелитель всех гуннов и правитель, единственный в мире, племен чуть ли не всей Скифии, достойный удивления по баснословной славе своей среди всех варваров». «Аттила, – читаем в «Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона, – чужим народам являлся могучим владыкой, которому они добровольно подчинялись. Таким образом, им составлен был сильный союз народностей, к которому принадлежали: остготы, гепиды, тюрингцы, герулы, ругии, хозары и др.». Как свидетельствует Шора Ногмов, были среди них и адыги. Но об этом мы скажем чуть ниже.

Потерпев в 451 году поражение от римлян в битве на Каталаунских полях, Аттила через год вновь вторгся в Северную Италию, разрушил множество городов, но победу отпраздновать не успел: считается, что в первую брачную ночь дочь вождя германского племени бургундов убила его, отомстив тем самым за уничтожение своего народа. Есть и более приземленная версия, что Аттила, любитель пиршеств и возлияний, умер от аплексического удара. По преданию тело его положили в три гроба: золотой, серебряный и железный, умертвив впоследствии тех, кто участвовал в захоронении. А сам гроб был зарыт в русле реки (предположительно, Тисы), из которой перед этим была отведена вода. Считается, что гробница Аттилы, являющаяся одним из богатейших кладов мира, находится где-то неподалеку от современного Будапешта. Но лежит в ней лишь малая часть сокровищ гуннов, награбленных ими в походах…

Житель Кабардино-Балкарии Хусен Гедгафов уверен, что многие из сокровищ гуннов оказались на территории нашей республики. В своем предположении он опирается на свидетельство Шоры Ногмова, писавшего в «Истории адыхейского народа»: «К этому периоду народной жизни адыгов надлежит отнести сохранившиеся в песнях известия о нашествии и сношениях с Аттилой, которого по свойству нашего языка предание именует Адилем. В одной песне имя его упомянто с эпитетом «бича божия», которое ему придали современники. «Тхьэм и фIыщIэкIэ дэри, дибгхэри, ди къуэхэри лэжьэншэу бэлыхьым дыкъелащ», то есть «Господь бог помиловал нас, горы и ущелья наши; бич небесный отступил от них благополучно». С того времени народ называет Шад-гору Ошхемахо, то есть «счастливой», потому что он, дойдя до нее, удалился от наших пределов. Хотя предание не оставило никаких сказаний о великом завоевателе, но можно утвердительно сказать, что адыги были им покорены и признавали над собою его власть. Песни упоминают, что они служили в его войске. «МыдэкIэ ди нарт шууфIхэр Аттил и дзэмэ фынызэдожьэ, ежьахэр щыхуримыкъукIэ дэри дыхуохьэзыр», то есть «Отборная наша конница отправилась к Аттиле с охотой. Если же этого недостаточно, то приготовимся ехать и мы». «Жьпкъхэм я вагъуэшхуэ лыдхэр, Атилл и дзэм къахолыдыкIхэр, зэдэкIуэу задесщи блащхъуэ хахуэу ди нарт шууфIхэр», то есть «По большим горам, как блестящие звезды, стекаются к Аттиле воины наши, наносящие удары, подобные ударам грома».

Вот эти самые воины, вернувшиеся после смерти Аттилы на Кавказ, и привезли с собой невиданной красоты трофеи. Но только куда они потом делись?

Впрочем, здесь мы отвлечемся и скажем несколько о нашем информаторе. Хусен Гедгафов – личность колоритнейшая. В прошлом году ему исполнилось 80 лет, но по мировосприятию он не просто молод – даст сто очков вперед многим из тех, кто разменял третий-четвертый десяток. Канва биографии – самая обычная: сельская школа, Кабардино-Балкарский госуниверситет, специализация – преподаватель кабардинского языка и литературы, работа учителем. Но каков круг интересов и их проявлений, реально достигнутых результатов!

Хусен – поэт, в творческом багаже которого несколько книг, более того – еще Николай Тихонов в одной из статей назвал его имя среди тех литераторов, кем может гордиться республика. Он музыкант, композитор, песни которого не только хранятся в фонде радио КБР, а постоянно исполняются по заявкам слушателей. Историк, восстановивший немало страниц из героического прошлого кабардинского народа. Этнограф – скрупулезно и тщательно воссоздающий обряды и обычаи, уходящие корнями в глубину веков. Кинорежиссер-документалист, сам снимающий фильмы.

А еще Хусен знаток адыгского этикета, мастер национальной одежды, народный лекарь, излечивающий болезни травами, поборник здорового образа жизни, исходивший Кабарду вдоль и поперек, неутомимый краевед, для которого топонимия родных мест как открытая книга. Одним словом, личность прелюбопытнейшая.

Так вот Гедгафов со слов своей матери рассказывает, как в начале прошлого века в его родном Атажукино (до недавнего времени селение Кызбурун Первый) сосед задумал вырыть яму для туалета. Прокопав с метр, наткнулся на каменную плиту. С трудом выворотив ее, увидел вход в подземную комнату. Было в ней множество разных вещей, самые простые из которых – кувшины и пиалы сосед раздал женщинам, а остальные собравшимся у провала так и не показал; куда они делись и куда их вывезли, мать не знала. Говорила только, что старики связывали тот клад с Адилем, прозванным народом «бич Божий», когда-то побывавшим в этих местах, и его воинами, которые вернулись домой после гибели Аттилы.

Историю эту Хусен впоследствии пересказывал неоднократно и вот во что она не так давно вылилась. Кто-то из слушателей, вынесший из этого хабара лишь имя Аттилы, соотнес найденные на пригорке артефакты с захоронением вождя варваров. Судя по всему, поделился своей тайной с кем-то из еще более «сведущих» в археологии людей. Те отреагировали молниеносно. За очень ограниченный срок на вершине пригорка вырос немалый шурф. Причем, вероятнее всего, работали «черные копатели» по ночам, ведь место это на виду у сельчан. Но никто не всполошился, не забил тревогу.

Неизвестно, нашли ли горе-кладоискатели что-нибудь или нет, но вообразить могилу Аттилы в Баксанском ущелье Кабардино-Балкарии, да еще на высокой точке местности, значит, полностью игнорировать исторические реалии. А вот те сокровища, которые могли попасть в наши места, поискать можно.

Поделиться новостью