История села Знаменское

По историческим данным, село ЧIулг-Юьрт (Знаменское) было основано Чуликом Киндергиевым (Отцом Сулеймана Чуликова) в 1808 году. В 2008 году исполнилось 200 лет со дня…

По историческим данным, село ЧIулг-Юьрт (Знаменское) было основано Чуликом Киндергиевым (Отцом Сулеймана Чуликова) в 1808 году. В 2008 году исполнилось 200 лет со дня его основания.

Село ЧIулг-Юьрт (Знаменское) является районным центром Надтеречного района.

27 августа 1807 года старшина села Андрей-аул (Эндери) Хаджи-Реджеб Кандауров пишет графу Гудовичу донесение, в котором сообщает о том, что благодаря его парламентерской миссии двадцать чеченских старшин согласились принять присягу о верности России. Вот что он пишет в своем послании: «Доношу о том, что лучшим двум старшинам Малой Атаги Чулику и дер. Шали Бей-Булату Тайманову капитанские чины с жалованием от имени вашего обещал, за что они стараться будут заслуживать и принесут свою преданность». Во втором своем письме, написанном 6 сентября того же года, Кандауров снова отмечает: «Я доносил вам о важных 2-х человеках, которые в Чечне много значат — Бей-Булат Тайманов и Чулик Киндергиев».

Такие сообщения дают нам старые документы о Чулике (чеч. — ЧIуьлга). Согласно этим источникам, он был авторитетным и уважаемым человеком. Абузар Айдамиров в своей книге «Хронология истории Чечено-Ингушетии» тоже пишет: «1807 г. сентября 6 — Бейбулат Таймиев и его товарищ Чулик Кендиргеев (из Атаги) сдались русским властям».

Хотя приведенные нами выше источники дают нам сведения о том, что Чулик был старшиной Малых Атагов, один из его потомков Сайд-Магомед Алиев из с. Знаменское (1926 — 09.01.2009 гг.) утверждал, что он выходец из Урус-Мартана, где до сих пор есть местность под названием «Серийн аре». На этом месте раньше находилось маленькое село ЧIуьлг-кIотар, от имени Чулика из тайпа гендаргеной. В книге «Топонимия Чечни» Ахмада Сулейманова среди топонимов Урус-Мартана приводится топоним «Серийн тогIи», располагающийся на правом берегу Мартанки, к югу от Урус-Мартана. А среди топонимов Харсеноя отмечена местность под названием «ЧIулган Iин», расположенная недалеко от Суоруота. (А. Сулейманов. Топонимия Чечни. Грозный, 1997. с. 457). Возможно, что в этих местах и проживал Чулик (ЧIуьлга).

Ценные сообщения о родословной Чулика оставил нам в своей книге «Страницы истории чеченского народа» ныне покойный Юсуп Эльмурзаев (Нохчуа) из Урус-Мартана, который сам тоже был из тайпа гендаргеной. Согласно его повествованию, у ЧIуьлги было три брата: Исмайла, Меза и Нойрби. Их отца звали Сайка. Далее последовательность имен предков дается такая: Iанхот — Янхот —Джанхот. Сын Исмайлы, старшего брата ЧIуьлги, известный персонаж народного эпоса чеченцев илли Исмайлин Дуда. У последнего был еще брат по имени Элжа. Как пишет Юсуп Эльмурзаев, семья Чулика относилась к фратрии Сайкин-некъе тайпа гендаргеной. Но согласно рассказам Алиева Сайд-Магомеда из с. Знаменское, они относятся к колену Мугин-некъе тайпа гендаргеной.

В упомянутой нами выше книге Юсуп Эльмурзаев, приводя сведения об Исмайлин Дуде, отмечает, что во время переселения его дяди Чулика из Урус-Мартана к берегам Терека, Дуда был семилетним мальчиком, который сам, без посторонней помощи, мог сесть на коня. Дальше он пишет: «Не позднее 1808 г., в ходе неизвестных нам событий, Чулик убил человека. Убитый, по-видимому, принадлежал к не менее могущественному роду, поэтому ему и членам его семьи пришлось некоторое время скрываться от кровников. В конце концов состоялось примирение, но его условия были таковы, что Чулику пришлось навсегда покинуть Урус-Мартан. Как мы уже отмечали выше, он переселился к берегам Терека и основал там аул Чулги-Юрт. Причем, первый дубовый колышек во вновь создаваемом селении по праву старшего брата забил Исмайла. Ныне это селение Знаменское, административный центр Надтеречного района, для которого Урус-Мартан, говоря языком древних греков, явился метрополией».

Согласно семейным преданиям, приводимым Сайд-Магомедом Алиевым, у ЧIуьлги развелось много скота и, в поисках пастбищ для своего подворья, он переселился из Урус-Мартана на богатые разнотравьем земли Притеречья. С.-М. Алиев утверждает, что первый дубовый шест на месте основания Чулик-Юрта посадил сам ЧIуьлга, сказав: «Пусть это селение не будет нуждаться в хороших девушках и быстроногих скакунах». Из этого шеста по истечении веков вырос большой дуб. «В 1931 году этот дуб уже высох и перестал распускать листву, — рассказывает Сайд-Магомед. — Ветер свалил его. Для топки пекарни бывшего Мундар-Юртовского МТС, его работники, получив от нас разрешение, распилили этот дуб на дрова. Одна ветка от него долгие годы хранилась в музее при Знаменской средней школе № 1 учителем истории Кахимом Ясаковичем».

Вместе с Чуликом из Урус-Мартана переселились со своими семьями следующие его родственники: Жоккар, Сардал, Бежиг, Чала, Исраил, Маду и другие. Гендаргенойцы из Лаха-Невре, потомки Iумхи Саидовы, Надиевы, Шитаевы и Сугаиповы тоже являются родственниками ЧIуьлги. Во время основания им села, Чулик пригласил к себе однотайповцев из Пседаха (Доьлаке). В это время часть приглашенных переселилась в Чулик-Юрт, а другая часть осела в Бено-Юрте. Они отстали от своих родственников, уверив их в том, что они догонят переселенцев, напоив свой скот в Бено-Юрте. С местными жителями этого села у них разгорелся спор из-за водопоев. Беноюртовцы не разрешали остановившимся в их селении гендаргенойцам черпать воду из своих колодцев. Тогда последние из принципа решили остаться в Бено-Юрте и напоить свой скот. Таким образом там осели предки нынешних Завгаевых, Сайкаевых, Саиевых, Садыковых, Джакаровых, Джацаевых, Эльмурзаевых и другие гендаргенойцы.

Согласно рассказам Сайд-Магомеда Алиева, когда Чулик переселился в Притеречье для основания селения, он встретил князя Мурдала Эльдарова и обратился к нему с просьбой: «Село не может существовать без князя. Ты должен остановиться вместе со мной. Я переселился из Урус-Мартана с намерением основать здесь село. Мурдал спросил: «А мне что тут делать?». Чулик ответил: «Русские будут называть это село Мурдал-Юртом, а чеченцы — ЧIулг-Юртом». Таким образом он убедил князя остановиться в этом селе. В некоторых архивных документах XIX века ЧIулг-Юрт действительно называется «деревня Мурдарово», а чуть позже — Мундар-Юртом. По истечении определенного времени между сыном Чулика Сулейманом и сыном Мурдала Ахметханом возник спор о том, чей отец является основателем села. Тогда Сулейман Чуликов предложил Ахметхану Эльдарову съездить в Петербург и выяснить, кто первым поселился в селении Чуликово. После поездки в столицу Российской империи князь А. Эльдаров убедился, что первопоселенцем и основателем села является Чулик, а не его отец Мурдал. Княжеская фамилия Эльдаровых имела родственные связи с представителями тайпа айткхаллой из Чулик-Юрта.

Документ, определяющий дату основания села Знаменское, до первой войны в нашей республике хранился в Чеченском национальном архиве. Он находился в 125 фонде, на 21 листе дела № 1. Теперь, к великому сожалению, этот архив не существует. Он сгорел в декабре 1994 года. Однако мы сможем ознакомиться с этим документом по работе Н.П.Гриценко «Социально-экономическое развитие притеречных районов в XVIII — первой половине XIX в.», на 179 странице, под заголовком «Документ № 3». Он представляет из себя прошение поручика Сулеймана Чуликова от 23 февраля 1862 года на имя главнокомандующего войск Терской области князя Святополк-Мирского. Вот что сообщается в этом документе:

«Родной отец мой бывшей русской службы поручик Чуликов в 1809 году вывел из гор несколько именитых горцев, их он поселил на правой стороне Терека против ст. Ищерской Моздокского полка. Назван был Чулик-Юрт, который поныне существует на том самом месте и с того времени покойный мой отец имел в собственном владении тот аул и принадлежавшую к нему часть земли, называемый Бехно-Бером, на которой он занимался ежегодно сенокосом и жители всегда повиновались ему как владельцу аула. По смерти же отца моего участок этот остался в моем распоряжении; длиною он будет в одну версту и ширина в 3 версты и жители аула с давних времен, привыкли считать участок этот моим родовым.

Желая укрепить место это законным образом, во всегдашнее владение мое ... оставшегося от покойного отца моего, я осмеливаюсь беспокоить особу В. сия-ства им. превосходительства ходатайства Вашего у высшего начальства об отмежевании вышеупомянутого участка в потомственное владение мое.

При этом честь имею доложить В. сия-во, что приняв во внимание долговременную и полезную службу покойного отца моего, во время же возмущения или какого либо беспорядка в крае он всегда устанавливал между ними свои мысли, заботился и старался возобновить всегдашнего их спокойствия и оказать свои услуги и преданность Русскому правительству.

В. сия-ство по выше изложенным сим обстоятельствам, если просьбу эту Вы найдете заслуживающую уважения, то будьте столь милостивы не откажите в исходатайствовании к вышеозначенному участку земли письменного документа на потомственное владение оной».

Чулик скончался будучи верным присяге на подданство России. Сайд-Магомед Алиев свидетельствует о следующем: «Первым похороненным на Знаменском сельском кладбище был Чулик. Во избежание сырости в могиле, его похоронили на холмике. Рядом с ним позже похоронили Сулеймана Чуликова, моего деда Абдулкадыра и других родственников. По сей день существует на кладбище тот холмик, на котором покоятся наши предки. Во время ссылки вайнахов в Казахстан, их надмогильные плиты-чурташ сняли и замуровали в фундамент разных государственных сооружений. С тех пор над могилой Чулика нет памятного камня. Места их погребения мне показал до своей смерти мой отец. Бывшая советская власть не дала нам поставить на могилы предков новые памятные чурты. Если бы власти в то время узнали, что мы потомки Чулика, нас всех уничтожили бы. Двоюродные братья моего отца Ибрагим и Султан Чуликовы во избежание репрессий эмигрировали в Америку и во Францию».

У Чулика были две дочери. Одну звали Кута. Обе вышли замуж за князей. Сын Чулика Сулейман в нынешнем селе Знаменское, у самого берега Терека, имел большой фруктовый сад. Он был владельцем 25 домов, с модными тогда крышами из досок орешника. В то время жители села не решались перегонять табун лошадей рядом с усадьбой Сулеймана Чуликова, боясь поднять пыль и вызвать его недовольство. Во время одной из Русско-Турецких войн Сулейман Чуликов воевал за Россию в чине прапорщика. За храбрость на этой войне император подарил ему 800 десятин земли. Надел этот был отведен между станицами Октябрьская (Муьже) и Вознесеновской (Мохьмад-гIала). Эту землю поделили между собой две дочери и сыновья Сулеймана Уьльби и Iабдулкъедар. Каждому из наследников досталось по 200 десятин земли.

«Мой дед Абдулкадыр, желая обеспечить свою семью всем необходимым, продал отведенную ему часть земли в размере 200 десятин, так как не имел возможности ее возделывать, — рассказывает Сайд-Магомед Алиев. — Как говорил мой отец Али, положив четыре векселя в разные бутылки, их зарыли по четырем углам надела наших отцов. „Если об этих документах узнает советская власть, тебя расстреляют как кулака-землевладельца“, — сказал мне отец и не показал место, где зарыты векселя».

Жену Сулеймана Чуликова звали Нанака, а за его сыном — моим дедом Абдулкадыром замужем была Ровзат, сестра Аьрсгири-Хаджи. Внук Сулеймана Чуликова Юспа (Юьспа) Ульбиевич проживал в Старом-Юрте (Девкар-Эвла). Он работал приставом (пурстоп). Однажды, когда Юспа сидел среди офицеров в Грозном, к ним зашел его дядя Абдулкадыр. Юспа не встал с места в знак уважения к дяде. Тогда Абдулкадыр взвесил ему в щеку такую оплеуху, что опрокинул племянника со стула. Офицеры, находившиеся там, схватились за оружие, но Юспа остановил их, сказав: «Не стреляйте, это мой дядя. Если бы он меня не ударил, я бы и впредь не вставал в знак уважения к нему. Я заслужил эту оплеуху».

У Абдулкадыра Чуликова было три сына: Алауди, Абу, Али и две дочери: Сека и Кулсум. В крепости Чахкери (Чехкара) на базаре за 15 рублей Абдулкадыр купил холопа по имени Яхъя. Из соображений, что согласно Исламу нельзя держать холопа холостым, чтобы поженить Яхъю, там же на чахкеринском базаре за 15 рублей была куплена невольница Тажу. Посадив эту Тажу за вожжи повозки, Абдулкадыр разрешал двум дочерям на два часа съездить в Старый-Юрт на свадьбу. Старшая дочь Сека вышла замуж за односельчанина Къада-моллу Индербиева, а Кулсум — за Дуку Хамидова из тайпа беркий.

Осенью 1917 года Абдулкадыр Чуликов был делегирован от Мундар-Юрта на II-ой съезд Горских народов Кавказа во Владикавказе. С ним на этот съезд были делегированы односельчане Апа Арцуев, зять Къада-молла Индербиев, а также от Лаха-Невре Байсурка Элжуркаев, Гири Мукушев, Таги Дукаев, Дени Хакиев, Току Маасуев, от Бено-Юрта Самби Тамаев, Данда Кахиров, Джамалдин Хутаев и другие. Всего их было четырнадцать делегатов от Притеречья. На станции Наурской 26 сентября (9 октября) 1917 года в стычке с солдатами, едущими домой с фронтов Первой мировой, 13 из этих делегатов, ждущих поезда на Владикавказ, были жестоко убиты по приказу поручика Нольде. Къада чудом спасся. У него в арабской школе-хьуьжар учились два казака из станицы Наурской, принявшие мусульманство. Они страстно желали стать чеченцами, но когда за них не вышли чеченки, опять переселились в Наурскую. Они и спасли жизнь своему учителю Къада-молле, узнав о вероломном нападении солдат на них. В этом столкновении погиб и Абдулкадыр Чуликов. Во искупление крови своих убитых, потомки погибших делегатов пленили 36 белоказаков и расстреляли их на могилах своих отцов. Младшему сыну Абдулкадыра Али (отцу Сайд-Магомеда Алиева) тогда было всего 12 лет. Он скончался в 1969 году, прожив 64 года.

14-26 апреля 1864 года во главе с Петром Густафьевым в Чулик-Юрт приехала межевая комиссия. Во время размежевания земли этого селения свидетелями выступали депутат Чеченского округа князь Карасай Алхазов, хорунжий Моздокского казачьего полка Негоднов, представитель от Ищорской казачьей станицы Зот Шегров, за старшину Чулик-Юрта Сулеймана Чуликова присутствовал его помощник Долкъа Мисербиев, а также почетные старики Чулик-Юрта Нур-Магомед Дуказов (Центуров), Герби Вачалаев, Шама Булатбиев, Бамболат Гиреев, Герби Дабоев, Вахаб Ганжебиев, а за них безграмотных в документе о размежевании земли расписался кадий села Верхний Наур Ази. Этот документ определяет границу селения Чулик-Юрт с землями князей, Бено-Юртом и станицей Ишорской. В те годы в местечке Эмасуле проживал корнет князь Солтахан Таймазов, а недалеко от Калауса располагался хутор князя Уматгири Эльдарова. Уматгири во время размежевания земли не было дома и за него в документе поставила свою именную печать его мать княгиня Ханбыхбыка Эльдарова.

Согласно указанному документу, в 1864 году Чулик-Юрт состоял из 178 домовладений, а также в этом селении было отведено запасной земли еще на постройку 147 домов. Следовательно, всего земли на 325 дворов. О количестве земли Чулик-Юрта документ сообщает: «По сделанному исчислению в участке состоит земли под поселением аула тридцать одна десятина восемьсот сажень. Степи удобной для хлебопашества, сенокоса и выгона десять тысяч четыреста тридцать четыре десятины восемьсот сорок четыре сажень, дровяного лесу семьдесят восемь дес., под фруктовым садом одна дес. тысяча двести сажень. Итого удобной десять тысяч пятьсот сорок пять десятин четыреста сорок четыре сажени. Под дорогами и улицами аула сорок семь десятин тысяча триста пятьдесят сажень, под половиною реки Терека сто двадцать четыре десятины шестьсот сажень, под песками тридцать четыре десят. 900 сажень, кладбищем одна десятина двести сажень. Итого неудобной двести семь десятин шестьсот пятьдесят сажень. А всего удобной и неудобной земли десять тысяч семьсот пятьдесят две десятины тысячу девяносто четыре сажени».

Тот же документ определяет и меру земли, принадлежавшей княжеской фамилии Эльдаровых: «В участке князей Эльдаровых оказалось удобной и неудобной земли тысячу четыреста десятин ...

... В участке состоит степи для хлебопашества, сенокоса и выгона тысяча триста шестьдесят восемь дес. тысяча восемьсот девяносто две сажени, под поселением хутора четыре дес., кустарнику пятнадцать десят. четыреста саж. Итого удобной тысяча триста восемьдесят семь десятин две тысячи двести девяносто две сажени, под дорогами и улицами хутора девять дес. тысяча двести пятьдесят саж., под р. Калаус и родниками две десятины тысяча двести пятьдесят восемь сажень».

Согласно архивным документам, князья Эльдаровы происходили от Шамхала Тарковского. У них было свидетельство о княжеском происхождении, написанное на арабском языке.

На 19 выпуске «Терского календаря», выпущенного в 1910 году во Владикавказе, отмечено, что Мундар-Юрт (Чулик-Юрт) основан в 1801 году («Терский календарь на 1910 год». Владикавказ, 1910. С. 312). Согласно этому календарю указанному селу принадлежало 10545 десятин земли, из которых: удобной земли — 9462 десятины, леса — 33 десятины, дымов — 366, местных жителей: мужского пола — 853, женского — 916; временно проживающие: мужского пола — 27, женского — 21; мечетей — 9, черепичный завод — 1, мельниц — 7, 1 мануфактура, 1 сельское правление. В те годы в Чулик-Юрт на заработки приезжало около 60 русских и тавлинцев.

Мы не знаем, откуда в указанном календаре взят 1801 год как дата основания Чулик-Юрта. Большего доверия у нас вызывает 1809 год, приведенный в прощении Сулеймана Чуликова, так как основателем этого села был его отец. «Чуликова деревня, находящаяся ниже станицы Ищорской» упоминается также в документе, датированном 1811 годом. .

Как мы видим из вышеизложенного, село Знаменское имеет свою богатую историю. В разные времена оно носило названия Чулик-Юрт, Чуликово, Эльдарово, Мундар-Юрт, Мурдалово. Во время ссылки чеченцев в 1944 году это село было переименовано в Знаменское. Сегодня перед руководством администрации с. Знаменское можно поставить задачу: вернуть селу свое первоначальное историческое название Чулик-Юрт.

В селе проживают тайпы Арг1ной, Беркой, Ц1онтарой, 1аларой, Зандакъой, Гендарганой, Айткхаллой, Г1ордалой, Чартой, Чармой, Билтой, Т1ерлой, Аьккхи, Нижлой, Аьрсаной, Салой, Таркхой, Г1азг1умкхий, Суьлий, Г1умкхий.

Во время первой и второй военной компании Ч1улга-Юрт стал приютом для тысяч беженцев.

Здесь жил и проповедовал Мани-Шейх, Сулим-Хаджи, Хьесамак-мулла, Джантамар-Хьаьжа, М1ома-шейх. На кладбище имеются зиярат Мани-Шейху, М1ома-шейху, Хьесамак-мулле.

Адам Межиев


Поделиться новостью